Тяжеловозы — это общее название различных пород рабочих лошадей, которые предназначаются для транспортировки крупных грузов. Лошадь тяжеловоз отличается крупным телосложением и значительной силой.

Тяжеловозы — это общее название различных пород рабочих лошадей, которые предназначаются для транспортировки крупных грузов.

Содержание материала

Происхождение вида

История их берет свое начало со средних веков, когда лошади являлись практически одним из немногих средств передвижения, которые могли использовать воины. Но для обычных лошадей перевозка рыцарей с тяжелым обмундированием была очень сложной задачей. Возникла несомненная потребность новой породы лошадей, которые смогли бы не только транспортировать различные тяжести, но и быстро преодолевать различные препятствия на своем пути. Но все же в то время тяжеловозные породы лошадей быстро уставали и довольно долго восстанавливались по сравнению с обычными.

История их берет свое начало со средних веков, когда лошади являлись практически одним из немногих средств передвижения, которые могли использовать воины.

Кстати, в таких странах мира, как Америка, Англия, Франция и Бельгия спрос и популярность на подобные породы лошадей не падает и нынче. На сегодняшний день селекционеры вывели всего около 30 видов подобных животных. За границей наиболее популярны 6 из них. В России отечественными селекционерами были выведены 3 разновидности тяжеловозов: русская тяжеловозная, советская и владимирская породы.

Галерея: лошадь тяжеловоз (25 фото)

Тяжеловозы (видео)

Зарубежные породы

Популярна порода брабансон, или бельгийская рабочая лошадь. Она является одной из самых красивейших и самых древних. Название «брабансон» конь приобрел из-за названия района в Бельгии, где занимаются их разведением. У современных брабансонов идеально гармоничное и пропорциональное телосложение, а также прекрасно развитые мышцы. Эти тяжеловозы имеют рост до 172 см от холки, а масса может достигать больше 1 т. Особенностями животных являются их быстрое созревание и низкая требовательность в уходе. Кроме того, они легко акклиматизируются и просты в содержании.

Известна и арденская порода, которая впервые появилась на границе Франции с Бельгией возле Арденских гор, отсюда и само название. С самого начала животные имели среднее, но достаточно крепкое телосложение, отличались выносливостью и неприхотливостью. Они имеют высоту около 160-162 см, а масса их тела равна в среднем 700-1000 кг. Эта лошадь отлично чувствует себя в предгорной местности. Сегодня животные используются в транспортировках, в сельскохозяйственных работах (хотя и в меньшей степени) и конных соревнованиях. Ардены — это сравнительно мясные породы тяжеловозов, и нередко они используются еще как пища в сельских районах.

Читайте также:  Высокоудойная голштинская порода коров

Распространена и шайрская порода, или английский тяжеловоз. Эта порода получила свое название от английского слова Шир, т.е. графство. Этот тяжеловес обладает весьма внушительным ростом и может доходить до 2 м, а тело тяжелее, чем у тех же арденов на 100-200 кг и составляет 1100-1200 кг. Характерными чертами являются пышность и презентабельность фризов, которые покрывают конечности животного до земли. К некоторым недостаткам можно отнести сильную фризистость и не всегда достаточную приземистость.

Известность приобрела порода Клейдесдаль родом из Шотландии, а своему названию она обязана реке Клейдсаль, на берегах которой она и была выведена. Отличительной чертой современных типов клейдесдалей является их крупный размер и высокие показатели работоспособности. Они имеют рост 170-172 см и «суше» шайрской породы — весят в среднем не больше 1 т. Эти шотландские экземпляры обладают довольно добродушным и уравновешенным нравом.

Клейдесдальские тяжеловозы довольно активны и отличаются выносливостью, неприхотливостью, имеют высокую грузоподъемность, хорошо приспосабливаются к любому климату. Им присущ довольно элегантный вид.

А вот суффольская тяжелоупряжная лошадь является представителем одной из самых древних грузовых английских пород. Название ей дано от имени графства Суффольк, где ее сейчас разводят в большей степени для частных конюшен. Этот тяжеловес имеет наименьшую численность в Англии, но отличается большой универсальностью. Высота коня чаще всего не превышает 170 см, вес тела не превышает 900 кг. Эта тяжеловесная лошадь имеет малую волосатость, сухую конституцию тела, но отличается большой подвижностью, что хорошо для работы. Существенным минусом являются ноги, у которых слишком легкий костяк.

Популярен и першерон — эта порода тяжеловозов была выведена в XIX веке благодаря скрещиванию обычных тяжеловозных лошадей и легендарных арабских скакунов. Название першерон дано от области Перш, которая расположена недалеко от устья реки Сенна. Благодаря скрещиванию двух видов, современный тяжеловес имеет длинную шею, укороченную спину и продолговатые крепкие конечности. В высоту першерон может достигать 175 см, а наиболее типичный окрас — серый или вороной. Этот тягач прославился высокой подвижностью, выносливостью и огромной силой, и в то же время своей красотой и элегантностью.

Читайте также:  Иппология: наука о лошадях

Плоды отечественной селекции

В XIX веке, когда происходило интенсивное развитие всех отраслей экономики, грузовая лошадь специально не выводилась, хотя потребность в них в аграрном секторе была. Разведение тяжеловозов останавливала их высокая цена, так как приобретать породу из-за границы было накладно. Кроме того, имеются и различные трудности адаптации животных к сложным российским условиям и низким по своему качеству кормам. История появления тяжеловозов в России связана с событиями только XX века.

Первой была выведена Русская тяжеловесная порода в начале XX века благодаря скрещиванию местных лошадей и арденов из Франции. Но они первоначально имели не слишком гармоничное сложение. В дальнейшем благодаря более тщательному отбору русский тяжеловоз постепенно стал обладателем прекрасного гармоничного сложения. Для данного вида характерен невысокий рост (до 150 см), мускулистость, густая грива и хвост, небольшая оброслость ног, толстая шея с большим гребнем. Наибольшее распространение имеет рыжая масть. Эти виды лошадей обладатели покорного темперамента, высокой подвижности и энергичности. Они отличаются неприхотливостью к корму, устойчивостью к холодным температурам. Эта порода хорошо себя зарекомендовала как превосходный тягач, тяжеловозы хороши для передвижения на неровных местностях во многом из-за своих коротких ног.

Самой крупной в России разновидностью является советский тяжеловоз. Эта порода была выведена при скрещивании местных упряжных лошадей и брабансонов, привезенных из Бельгии. Брабансоны, как уже было написано ранее, одна из древнейших пород, которой пользовались еще крестоносцы. Рост животных в холке равняется в среднем 160-170 см, весом могут достигать 700-1000 кг. Для них характерна мускулистость, средняя шея, широкая холка, средней длины ноги с довольно сухими и крепкими копытами, имеющими правильную форму. Преобладают рыжие и гнедые масти. Советские тяжеловозы — обладатели статной конституции и мирного темперамента. Лошади этого вида отличаются довольно высокой скороспелостью, уже через 2-3 года могут выполнять работы различного характера.

К плюсам еще можно отнести большую живую массу, нетребовательность к пище (животные могут употреблять корма низкого качества). К минусам можно отнести незначительную косолапость, которая у коней подобных пород не наблюдается.

Владимирский тяжеловоз — эта порода тяжелых лошадей была выведена в 1946 году в Советском Союзе вследствие скрещивания местных лошадей и английских. Животных отличает массивность. Размеры Владимирского тяжеловоза одни из самых больших в России, его рост составляет 165-170 см, а обхват груди равен 198 см. Особенностью является наличие большой головы, длинной мощной шеи, удлиненной спины. От английской породы им досталась густая шерсть на ногах, густота гривы и хвоста. В основном у владимирских тяжеловозов масть гнедая, вороная, редко встречается рыжая. Эти лошади активны, но им присуще дружелюбие, спокойный и уравновешенный характер. Особенность — быстрое созревание, через 3 года они уже готовы для хозяйственных работ: вспашки поля или транспортировки грузов.

Читайте также:  Корова - священное животное в Индии

Владимирский тяжеловоз (видео)

Сегодня использование тяжеловозных пород в сельскохозяйственных работах или в других отраслях практически сведено к нулю по естественным причинам. Порода лошадей тяжеловозов в настоящее время, как правило, используется только на конных заводах. Тем не менее, снова вошедшие в моду активные виды отдыха, в том числе и конный туризм или спортивная охота, могут сделать эти породы вновь очень популярными, так как их неприхотливость и спокойный уравновешенный нрав легко подойдут даже для новичков конной езды.

Сегодня использование тяжеловозных пород в сельскохозяйственных работах или в других отраслях практически сведено к нулю по естественным причинам.

Таким образом, можно сказать, что тяжеловозная лошадь — это порода, которая отличается большими габаритами, массой и первоначально выводилась для тяжелых работ. И на сегодняшний день в мире выведено только около 30 видов этих животных. Выбирать скакуна следует исходя из цели приобретения.