Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью.

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью

Содержание материала

История появления породы

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе. Брабансон, так называемая бельгийская тяжеловозная, поначалу имела довольно рыхлую конституцию и весьма сложно приспосабливалась к климатическим условиям российских территорий, куда была привезена для разведения. Однако скрещивание с кобылами отечественных пород смогло ликвидировать эти недостатки.

Еще одним несовершенством было довольно грубое телосложение брабансонов, не сочетавшееся с гармонично развитыми формами лошадей, к которым привыкли отечественные заводчики. Длительная работа над выведением идеальной породы лошадей позволила к 30 годам ХХ столетия выработать стойкие генетические свойства советских тяжеловозов.

К середине XX века иностранных брабансонов в СССР уже не осталось. Советский тяжеловоз соответствовал целиком и полностью требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1960-х гг. Уникальность новой породы заключалась в том, что она выделялась своей гармоничностью, скромными габаритами и активностью в противовес своим предкам.

Важно, что кобылицы отличались отличной молочной производительностью. Вскоре эта порода лошадей стала популярной.

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе

Регистрация породы как самостоятельной произошла в 1952 году. В СССР выведением тяжеловоза занималось два завода: Починковский и Мордовский, и в результате лошади первого завода имеют плотную комплекцию, удлиненное туловище и мощные ноги, а на втором заводе лошади выделяются большей сухостью и компактными размерами.

Значительная часть этой породы разводится на следующих конных заводах:

  • Починковский;
  • Мордовский;
  • Завиваловский;
  • Перевозский.

Галерея: советский тяжеловоз (25 фото)

Внешний вид лошади

Советский тяжеловоз очень красив. Мгновенно приковывает внимание их мускулистая шея средней длины. Спина ровная, поясница довольно широкая, как и грудь. Высота в холке — 160-170 см. Вес лошадей — 700-800 кг. Конечности сильные, крепкие и короткие, округлый живот. Морда у этой лошади очень выразительная с выпуклым профилем, уши маленькие. Окрас рыжий, гнедой или серый, грива и хвост средней длины, поэтому стрижка и уход за шерстью животного практически не требуется.

У лошадей этой породы иногда бывают внешние дефекты в виде косолапых и саблистых ног. На физические возможности они не влияют, но при их наличии животное может быть отстранено от племенного разведения.

Различают 3 внутрипородных типа советского тяжеловоза:

  • основной;
  • облегченный;
  • утяжеленный.
Читайте также:  Как выглядит породистый мышастый конь

Экстерьер лошади очень мускулист, всем видом показывает мощь и силу своей породы. Вид отличается спокойным и послушным темпераментом, но при этом сохраняет в себе силу и энергичность, а их движения очень грациозны. Следует также упомянуть, что советские тяжеловозы — это самые крупные среди всех тяжеловозных пород. Они перевозят грузы в несколько тонн.

Парад жеребцов (видео)

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний. Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Читайте также:  Характеристики буденновской лошади
Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Читайте также:  Как обычно спят лошади

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.